Центр нанотехнологий
Центр высшего образования
Центр общего образования

Поиск

RSS-материалНовости Академичecкого университета

22.11.2017
 
 
Логотип Академического Университета
ДЕНЬ СЛОВАРЯ 2017

 

 

22 ноября в России ежегодно празднуется день словаря. Этому событию посвящён целый комплекс мероприятий. В 2017году библиотека АУ на базе данного проекта принимает участие в выставке словарей. Мы представили на полках различные словари, которые относятся как к русскому языку, так и к некоторым другим дисциплинам. Ждём всех на нашей выставке!

Ссылка на мероприятие

 

 
23.11.2017
 
 
МИХАИЛ ИВАНОВ: "ОЧЕНЬ ВАЖНО УЛОВИТЬ ИНТОНАЦИЮ ПРОИСХОДЯЩЕГО"
 

   

ВЫШЕЛ В СВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ ТОМ АЛЬМАНАХА "ПРОСТИТЕ, ХЛАДНЫЕ НАУКИ!.."

В своеобразное "собрание сочинений" мало-помалу складываются книги, посвященные истории - "древней" и новой - Физико-технической школы. По случаю тридцатилетия этого учебного заведения издательство "Образовательные проекты" выпустило в свет четвертый том альманаха "Простите, хладные науки!..", на этот раз - в жанре "путеводителя".

О новом издании мы беседуем с директором ФТШ, заслуженным учителем России Михаилом Ивановым.

- МИХАИЛ ГЕОРГИЕВИЧ, ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СЧИТАЕТЕ, ЧТО ЭТО ПУТЕВОДИТЕЛЬ?

- В какой-то степени да, путеводитель - и по нашей истории, и по нашим сегодняшним будням и праздникам. Путеводитель по школе - какая она есть к своей 30-й годовщине. У всех четырех изданий, выпущенных за эти годы, - общее название - пушкинская строка из "Евгения Онегина" - "Простите, хладные науки!..". А вот подзаголовки - разные. Один из предыдущих выпусков был посвящен творчеству учителей - их эссе, стихам, прозе. Другой том составили фрагменты сочинений учеников. Предшественником этого издания является книга, выпущенная к нашему 25-летию, - "История ФТШ в воспоминаниях и документах 1987-2012". По сути дела эта новинка - продолжение той книги. На сей раз подзаголовок у нее такой: "ФТШ как результат творческой эволюции".

- ЕСТЬ У ВАШЕЙ КНИГИ КАКИЕ-ТО АССОЦИАЦИИ С ПОДОБНЫМИ ИЗДАНИЯМИ ДРУГИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ?

- Есть... Кстати, подобные издания прямо тут у меня стоят на полке. Вот "Записки о Второй школе" - это московская физматшкола. Кстати, выпуск второй. Был, соответственно, и первый. А вот еще два моих, можно сказать родных, тома - "Заметки по истории 239-й школы", начиная с 1960-х годов. Есть замечательная книга о гимназии Мая. Есть воспоминания об Академической гимназии, о Колмогоровском интернате - видите сколько?! Но вообще такие книги - всегда событие. На тысячу питерских школ - думаю, не больше десятка подобных изданий. А у нас - тридцатилетних - уже пять!

 
 

- ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ТАКИЕ КНИГИ? ЭТО ЧТО, В ЖИВОМ ИСПОЛНЕНИИ - ИСТОРИЯ БОЛЬШОГО УЧЕБНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА?

- Ну, да, есть прагматическая ценность такой литературы. Если кто-то что-то подобное захочет сделать, он будет знать, как это уже делалось, с какими это было сопряжено ошибками, сложностями или, наоборот, с какими открытиями, если что-то новое возникало. Приезжают же к нам буквально каждую неделю все эти годы разные делегации. Часто говорят: мы тоже хотим что-то подобное сделать при нашем университете. ... В 1988 году я выступал на совещании в Ленинградском Комитете по образованию. Тогда идеи новой школы возникли сразу у нескольких "команд". Появились кооперативы, многим хотелось открыть частную школу. И вот люди собрались и стали рассказывать, как они собираются это осуществить . И я тоже выступил и рассказал - что мы уже сделали: это были первые два класса ФТИ при 74-й школе. В этом смысле мы были, если угодно, первыми, хотя хронологически первая советская физматшкола - это московская "Вторая школа". Она ведет свою историю с 1956 года, а физматшколой стала в 1959-м. Ну а зачем нужны книги по истории.. Знаете, есть известная формула - насчет того, что нельзя быть гражданином своей страны, не зная ее истории. Мне нравится менее пафосная формула: люди уходят, а книги остаются. И это память о тех людях - учителях, которые в отличие от писателей, поэтов, художников, актеров, ничего материального после себя не оставляют, кроме воспоминаний своих учеников. Частью творческого процесса, если это действительно процесс творческий, является фиксация своего опыта. Для чего нужен вообще архив какой-то организации? Потому что на самом деле это и есть тот фундамент, на котором всё продолжает стоять и расти, иначе каждый вновь пришедший будет вынужден изобретать все заново.

- И БУДЕТ ДУМАТЬ ЧТО С НЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ...

- Вот-вот... Потому что вертикальными колоннами этого здания являются традиции - и писаные и неписаные. Есть устное творчество, оно тоже важно. Но письменное - как-то мы считаем, что оно более серьезно, фундаментально, длительно. Я попал в образовательную сферу из сферы научной. А там принято как минимум раз в год отчет писать о своей деятельности. Учителя тоже пишут кучу всяких отчетов дурацких... Чтобы кто-то перед кем-то, кто выше, изобразил, что и он не бездельник. Но если задуматься по существу - на что ты потратил этот год: только на изложение закона сохранения импульса (в 25-й раз) или есть возникли какие-то важные на будущее мысли, чем-то поучительные или даже замечательные? Не обязательно они кому-то другому помогут, но хотя бы они могут обозначить интонацию того, что происходило. Это тоже важно.

- В АЛЬМАНАХЕ, ПО-ВАШЕМУ, ЕСТЬ ИНТОНАЦИЯ?

- Мне кажется, да. Одна из его первых читательниц, которая уже довольно давно закончила школу, полистав, сказала, что энергетика у этой книжки точно есть.

В заключение - несколько лаконичных фраз о Лицее, размещенных на задней обложке альманаха.

"Невозможное возможно".

"Островок наглости и свободы".

"Она живая и все время меняется".

"Появляются дети, которые физику знают лучше меня".

"Так победим!".

"ФТШ - это нормальная школа, какой она должны быть".

 

Р.S. Примечание составителей Ирины Завьяловой и Ирины Селивановой: "Издание адресовано всем, чья жизнь оказалась связана с Физико-технической школой, а также педагогам и историкам-исследователям образовательного дела в России".

 

 
 

<

Беседовал Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского

 
 
01.12.2017
Логотип Академического Университета

Цикл публичных лекций 2017

Наука и культура в XXI веке

1 декабря, пятница • 15:15 Актовый зал

Библиотека РАН — первая государственная академическая библиотека России

    Научный руководитель БАН, профессор В.П. Леонов

 

15.11.2017
 
 
"СЕМЬСОТ ТОМОВ ФАНТАСТИКИ МЫ ЗАГРУЗИЛИ В ЯЩИКИ..."
 

   

ИНЖЕНЕР ИЗ ВОРОНЕЖА ПОДАРИЛ БИБЛИОТЕКЕ ЛИЦЕЯ СВОЮ ДОМАШНЮЮ БИБЛИОТЕКУ

На целую "библиотеку в библиотеке" увеличилось нынешней осенью книжное собрание Физико-технической школы. К своему тридцатилетию Лицей получил щедрый дар от воронежского инженера-радиотехника Генриха Павловича Сидоренко. Он подарил библиотеке Лицея свою обширную коллекцию в семьсот томов, в которую входит и редкая по своей полноте подборка книг мировой научной фантастики.

Генриху Павловичу уже за 80, поэтому он воздержался от путешествия в Петербург, доверив представительство своему младшему брату - петербуржцу Сергею Павловичу Сидоренко. По профессии он тоже инженер, много лет проработал в петербургском институте "Электрон". С ним мы встретились в библиотеке Лицея. К этому моменту часть книг из шестнадцати объемистых коробок уже было расставлена по полкам. И можно было подержать в руках не только книги Жюля Верна, Александра Беляева, Станислава Лема, братьев Стругацких, но и много других фантастических миров. Это вышедшие у нас в 90-е годы прошлого века многотомные серии книг "Миры Айзека Азимова", "Миры Роберта Шекли", "Миры Гарри Гаррисона", "Миры Роберта Хайнлайна", "Миры Оливера Нортона". Некоторые собрания насчитывают до 25-ти томов.

 
 

- Тут есть даже книга Циолковского - "Путь к звездам", - говорит Сергей Павлович. - Мой брат посвятил часть своей жизни сбору фантастики, это его хобби. Он с душой к этому относился. Но вот три года назад он овдовел, и в одиночестве стал мучительно раздумывать - что делать ему с домашней библиотекой. Боялся, что его собрание пропадет. В одну из встреч, кога вновь зашел разговор о книгах, я сказал ему: "Знаешь, есть в Петербурге Лицей Академии наук, где учатся ребята талантливые, отобранные, увлеченные физикой, математикой..." Генриха это привлекло. Он посмотрел в Интернете информацию про Лицей и тут же загорелся и только этим и жил. Получив его согласие, я написал Михаилу Георгиевичу Иванову на электронную почту. Мы с ним очень быстро нашли общий язык. Ну а когда договоренность была достигнута, я поехал в Воронеж и за неделю мы решили все технические вопросы. Нашли фирму, которая организовала нам транспортировку по разумным ценам. Ее люди в назначенный день приехали, погрузили, застраховали, привезли, разгрузили. Теперь Генрих Павлович успокоился, убедившись, что книги попали в добрые руки. Он даже гордится где будет его библиотека. Может, этот дар послужит появлению следующего Нобелевского лауреата. Ведь фантастика заставляет творчески мыслить. Там жизнь разных миров, галактик, взаимоотношения всевозможные, психология. Бездонный материал для размышлений, появления интересных идей... Главное - чтобы читали.

За дружеским чаепитием в библиотеке мы узнали, что имя Генрих щедрый даритель получил в честь Генриха Гейне, которого очень почитали его родители. А еще оказалось, что Генрих Павлович очень увлекается фотоохотой. И в своему дару он приложил еще и собственный альбом "Воронежский фотограф", в котором разнообразно запечатлен мир фауны, причудливая жизнь бабочек.

- Удивительные бабочки, почти как у Набокова!.. - прокомментировал этот подарок Михаил Иванов, листая альбом. Познакомившись с описью подаренных книг, он пришел к выводу, что теперь библиотека будет располагать всеми основными произведениями мировой научной фантастики, начиная с 50-х годов прошлого века.

 
 

Как рассказала заведующая библиотекой Вера Федоровна Шелгинских, добрую половину всего книжного собрания составляют дары. Эта традиция зародилась много лет назад, начиная с дарений ученых Физтеха. А в последние годы таких даров стало еще больше. Так, в минувшем году значительную часть своей библиотеки передал Лицею одноклассник Иванова - доцент матмеха Государственного университета Владимир Викторович Некруткин, который в прошлом преподавал в ФТШ. В планах библиотеки - отметить всех дарителей специальными именными табличками. Еще одна важная задача - знакомить школьников с этими дарами. И учитель литературы Леонид Иосифович Филиппов даже планирует проводить здесь экскурсии, чтобы сориентировать своих подопечных в этом книжном море.

Интересуюсь, насколько востребованы сегодня книги в ее библиотеке?

- Это все очень неровно, - говорит Вера Федоровна, - Бывают классы, в которых дети обмениваются книгой. Говорят, что я в библиотеке брал, прочитал, ты после меня придешь возьмешь. Такие классы у нас были. Но чаще всего они приходят хотя бы посмотреть. И в этом отношении с любой выставкой надо работать. Если мы сделали книжную выставку, то нужно детей к ней подвести. Тогда они хотя бы полистают, посмотрят. В Интернете они ищут то, что хотят найти. А здесь они видят то, что за пределами их знаний. То есть, расширить кругозор, показать, что есть еще такие авторы, такие книги - для этого как раз и нужно, чтобы библиотека была.

В конце чаепития получили подарок и братья Сидоренко. В память об Академическом университете и ее ректоре Михаил Георгиевич вручил Сергею Павловичу два экземпляра (для него и для брата) книги "Калитка имени Алферова".

 

 
 

Ну а закончить эти заметки мне хочется стихотворным посланием Генриха Сидоренко, которое он вложил в шестнадцатую коробку своего дара.

Итак, закончен труд от Бога
Или Аллаха, иль Сварога.
Хотя, причем тут бог Сварог,
Такое б Он свершить не смог!
Семьсот томов фантастики
Мы загрузили в ящики,
Отправили в Санкт-Петербурга,
Без всяких лишних процедур,
В "Академический лицей"
Для всех талантливых детей.
Каких смышленых фантазеров
Ведет вперед Жорес Алферов!

 
 

Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского

 
 
13.11.2017
 
 
Логотип Академического Университета
Поздравляем стипендиатов конкурса Академического университета на соискание именных стипендий Фонда поддержки образования и науки “Алфёровского фонда”

 

Стипендиатами стали:

Моисеев Эдуард Ильмирович - аспирант 3 года обучения

                                                      научный руководитель к.ф.-м.н. Крыжановская Н.В.                                                

Полубавкина Юлия Сергеевна  – аспирант 3 года обучения

                                                         научный руководитель д.ф.-м.н., чл.корр. РАН Жуков А.Е.  

Щербак Сергей Александрович – аспирант 3 года обучения

                                                          научный руководитель д.ф.-м.н. Липовский А.А.

Котляр Константин Павлович    - аспирант 1 года обучения

                                                          научный руководитель к.ф.-м.н. Сошников И.П.

Шубина Ксения Юрьевна         - аспирант 2 года обучения

                                                        научный руководитель к.ф.-м.н. Никитина Е.В.

Желаем успехов!

 

 
13.11.2017
 
 
Логотип Академического Университета
Поздравляем победителей III Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ в рамках Молодежного научного форума «Наука будущего – наука молодых».

 

Финалистами стали:

Моисеев Эдуард Ильмирович - аспирант 3 года обучения

                                                      научный руководитель к.ф.-м.н. Крыжановская Н.В.                                                

Полубавкина Юлия Сергеевна – аспирант 3 года обучения

                                                     научный   руководитель д.ф.-м.н., чл.корр. РАН Жуков А.Е.  

Щербак Сергей Александрович – аспирант 3 года обучения

                                                         научный руководитель д.ф.-м.н. Липовский А.А.

Желаем успехов!

 

 
04.11.2017
 
 
Логотип Академического Университета
Поздравляем все 8 команд Академического университета

 

принявших участие в четвертьфинале Северо-Восточного европейского полуфинала чемпионата мира по программированию ACM ICPC – NS NEERC! Все они выступили очень достойно, оказавшись в числе 16 первых команд: 

http://neerc.ifmo.ru/archive/2017/northern/standings... 

Особые поздравления командам, занявшим 4-е, 5-е и 6-е места, прошедшим в полуфинал.

Желаем успехов!

 

 
03.11.2017
 
 
Логотип Академического Университета
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

 

объявляет конкурс на замещение следующих вакантных должностей:

Кафедра математических и информационных технологий:

  • профессор – 0,5 шт. единиц;
  • доцент – 3,9 шт. единиц;
  • старший преподаватель – 0,5 шт. единиц;
  • преподаватель – 4,85шт.единиц.

Кафедра общей и теоретической физики:

  • профессор – 1,5 шт. единиц;
  • доцент – 1,5 шт. единиц;
  • преподаватель – 0,5шт.единиц.

Кафедра нанобиотехнологий:

  • доцент – 2,0 шт. единицы.

Кафедра физики конденсированного состояния:

профессор – 0,9 шт. единиц.

Кафедра физики и технологии наногетероструктур:

  • профессор – 1,75 шт. единица;
  • доцент – 0,5 шт. единиц.

Кафедра фотоники:

  • доцент – 0,75 шт. единиц.

Кафедра иностранных языков:

  • старший преподаватель – 1,0 шт. единица.

Кафедра философии:

  • профессор – 0,5 шт. единиц.

Лаборатория нанобиотехнологий:

  • заведующий лабораторией – 1,0 шт. единица;

Лаборатория возобновляемых источников энергии:

  • старший научный сотрудник – 1,5 шт. единицы.
  • научный сотрудник1,0 шт. единица
  • младший научный сотрудник – 1 шт. единица.

Лаборатория эпитаксиальных нанотехнологий:

  • старший научный сотрудник – 1 шт. единица;
  • младший научный сотрудник – 0,75 шт. единиц.

Лаборатория наноэлектроники:

  • заведующий лабораторией – 1,0 шт. единица;
  • научный сотрудник 1,0 шт. единицы;
  • младший научный сотрудник – 1,3 шт. единицы.

 

Заявления и дополнительные документы отправлять в группу учёного секретаря по адресу: 194021,Санкт-Петербург, ул. Хлопина д.8, корп.3, лит. А.

Срок подачи заявлений - один месяц со дня публикации.

Подробную информацию и перечень необходимых документов можно узнать на сайте: www.spbau.ru. Тел.448-69-80 (5639), Тимиева Наталия Сергеевна.

 


Необходимые документы для участия в конкурсе на замещения должностей научных и педагогических работников Академического университета

Заявление на конкурс.docx

 
 


01.11.2017
 
 
Логотип Академического Университета
Поздравляем команду Академического университета

 

Команда СПбАУ РАН уверенно заняла первое место со значительным отрывом от конкурентов на межвузовской олимпиаде по физике, которая состоялась 26 октября в СПбГЭТУ «ЛЭТИ». В личном зачете наши студенты Павел Ходунов, Владимир Миронов, Владимир Захаров и Игорь Смирнов заняли 1-е, 2-е и 3-е места. Фарид Багиров на четвертом месте, Евгений Сахно на пятом, Лев Юнг на седьмом.

От всей души поздравляем ребят и желаем им дальнейших успехов!

 

 
10.11.2017
 
 
Логотип Академического Университета
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

 

Семинар Актуальные проблемы физики и технологии полупроводниковых наноматериалов

Пушкинский зал

10:00-12.20 Научные доклады

Е. Семенова (Технический университет Дании (Конгенс-Люнгбю, Дания), Вертикально излучающие лазеры с перестраиваемой длиной волны, работающие в диапазоне около 1.55 мкм;

Л. Асрян (Вирджинский политехнический институт и университет штата, Блэксбург, Вирджиния, США) Волноводная рекомбинация в инжекционных лазерах с низкоразмерной активной областью: роль и способы подавления;

И. Редуто (Университет Восточной Финляндии (Йёнсу, Финляндия) Щелевые оптические волноводы для вывода излучения кольцевых микрорезонаторов;

В. Щукин (ВиАй Системз ГмбХ, Берлин, Германия) Современные вертикально–излучающие лазеры для сверхбыстрой передачи данных и применениях в 3D сенсорах

12:20-12:50 Кофе-брейк

12:50-14:30 Научные доклады аспирантов Академического университета